Чёчитаешь.Flow

Почему не нужно бояться неудач

Шарль Пепин - автор книги Les vertus de l'échec (Ода неудачам)
«Существование предшествует сущности» — сказал Жан-Поль Сартр. Звучит так, что даже вникать не хочется. На самом деле, идея простая. Ты свободен. История твоей жизни не предопределена ни божьим планом, ни геномом, ни социальным окружением. Ты действуешь как действуешь, не потому, что так предписывает твоё предназначение. Наоборот: из череды твоих поступков и складывается твоя «сущность». Экзистенциализм Сартра примыкает к той категории мыслителей, для которых в жизни первичен процесс или становление. К этому же лагерю можно отнести Ницше. В сочинении «Так говорил Заратустра» Ницше цитирует древнегреческого поэта: «Стань тем, кто ты есть». Чтобы осуществить этот идеал, достичь желанной самореализации, требуются время и отвага. На пути длиною в жизнь пригодится дух приключений, решимость покинуть зону комфорта, готовность «падать опять, падать лучше».

Французское издание книги

Философам становления противостоят философы бытия. Для них не так важна история отдельного человека, как его неизменная сущность. Христиане называют её душой, Лейбниц субстанцией, а Декарт «я». Это противостояние восходит к истокам западной философии. Родоначальником философии становления можно считать Гераклита. Описывая вечное превращение, Гераклит использует метафору реки: «всё течёт», и «нельзя войти в одну реку дважды». Ему возражает Парменид, который описывает Бога как неизменное Единое. Умонастроение, заданное Парменидом, возобладало в европейской традиции. Большинство философов первой величины — Платон, Декарт, Лейбниц и другие — увлечены статичными сущностями, а не текучим существованием. Нам, воспитанным в этой культурной парадигме, проблематично рассуждать о плюсах неудач. Мы склонны воспринимать свои неудачи как проявление своей сущности.

Философы становления, наследники Гераклита, предлагают альтернативный взгляд: неудачу можно принимать как вопрос «Кем ты мог / могла бы стать теперь?». При таком подходе любое фиаско, любое поражение, любой мнимый тупик — повод подняться, чтобы выбрать новые ориентиры и нового / новую себя. Впрочем, перемены, начало которым даёт неудача, не всегда требуют глубокой личной трансформации. Иногда то, что представляется неудачей, — всего лишь развилка, на которой тебя ожидает счастливая смена жизненной траектории. Если бы Чарльз Дарвин не потерпел неудачу в изучении сначала медицины, а затем богословия, он никогда не отправился бы в то плавание на «Бигле», которое определило его становление как учёного и привело к пониманию механизмов эволюции.

Немецкий перевод

Жизнь слишком коротка, чтобы исчерпать все возможности самореализации. А значит, не стоит пренебрегать шансом начать с чистого листа. Досадно, когда какой-то из жизненных проектов терпит крах. Но равную опасность экзистенциалист видит в том, чтобы стать пленником одного успешного проекта и не открыть иные грани своего существа.

Кто чаще терпит неудачу, тот интенсивнее переживает существование. Биография Жан-Кристофа Рюфена хорошо иллюстрирует этот парадокс. Был врачом, руководил французскими отделениями международных гуманитарных организаций «Врачи без границ» и «Действие против голода»; служил послом Франции в Сенегале и Гамбии; привлёк внимание миллионной аудитории своими книгами, одна из которых удостоилась Гонкуровской премии; в возрасте пятидесяти пяти лет стал самым молодым членом Французской академии. Звучит как послужной список баловня судьбы. При ближайшем рассмотрении, однако, за чередой успехов проглядывает цепь разочарований. Поняв, что в существующей системе здравоохранения не стать тем врачом, каким мечтал быть, Рюфен переключился на поприще гуманитарной деятельности. Осознав ограничения благотворительной миссии, обратился к политике. Когда стало ясно, что через компромиссы, интересы групп влияния и дипломатическую риторику не пробиться, он посвятил себя писательству. В какой-то момент гул всеобщего признания стал тяготить, и тогда Рюфен — отправился в пеший поход по Пути святого Иакова. Заметки об этом путешествии от себя к себе стали бестселлером.

Майлз Дэвис говаривал: «Нота, которую ты играешь не может быть фальшивой. Лишь нота, которую ты сыграешь следующей, сделает первую удачной или неудачной». Сартр, который любил джаз, был бы в восторге от этих слов.
Продукт культуры Ты - это твой мозг