Чёчитаешь.Flow

«Как квакеры спасали Россию»

Книга вышла в серии «Что такое Россия» издательства «Новое Литературное Обозрение»

Благосклонное отношение к квакерам мне внушил Джеффри Евгенидис. Одна из глав его романа «А порою очень грустны» открывается лестной «характеристикой» этой христианской деноминации:

У квакеров было много достойных восхищения черт. У них отсутствовала церковная иерархия. Они не излагали вслух свои вероучения, не терпели проповедей. Равенство полов они установили на своих собраниях еще в семнадцатом веке. Квакеры поддерживали, а нередко и возглавляли практически каждое общественное движение в Америке, какое только можно себе представить: от аболиционизма до борьбы за права женщин, от гражданских прав и защиты окружающей среды до воздержания от спиртного (ну да, одну ошибку они допустили). Собрания Общества друзей проходили в скромной обстановке. Они молча сидели в ожидании Света. Они жили в Америке, но были вне Америки. Отказывались участвовать в войнах, которые вела Америка. Когда правительство США интернировало японских граждан во время Второй мировой войны, квакеры были решительно против этого шага и приходили помахать на прощание японским семействам, когда тех грузили в поезда. У квакеров было такое выражение: «Истина из любого источника». Они поддерживали экуменизм и не склонны были судить других — посещать их ежегодные собрания разрешалось агностикам и даже атеистам. <...>

Вообще, с религией у меня сложные отношения. Я категорически отвергаю «теоретическую» базу религиозного сознания, но с почтением и тоской по несбыточному отношусь к доброкачественным плодам религиозной практики, то есть к тем проявлениям нравственного таланта, которые религия культивирует, а секулярная культура игнорирует. От книги Сергея Никитина я, должно быть, ожидал зажигательных примеров религиозно мотивированной нравственности. Не то чтобы мои ожидания совсем не оправдались. Однако в этой действительно любопытной хронике гуманитарной миссии практически отсутствует религиозная подоплёка подвига «иноагентов» прошлого века. Может быть, такой подход оправдан тем, что квакеры сознательно не использовали благотворительность как инструмент проповеди. Но всё же внутренним побуждением этих людей, преодолевших тысячи километров, чтобы творить деятельное добро среди кошмаров войны, голода и тифа, была вера. Вера, которая требовала если не публичной проповеди, то исповедания в кругу единоверцев. Эта вера вынесена за скобки истории.

Автор книги Сергей Никитин

«Как квакеры спасали Россию» — это по большей части историческая справка, добротный отчёт о проделанной благотворителями работе. В ней масса сюжетов и персонажей достойных отдельного романа или сериала. Но сам автор избегает беллетризации, не стремится «живописать», просто сообщает факты, приводит статистику, воссоздаёт хронологию. Кажется, в книге больше внимания уделяется перипетиям выстраивания юридических и неформальных отношений квакеров с советскими властями, чем подробностям их быта и сложностям организации миссии. Больше статистики — меньше, чем хотелось бы, человеческих голосов и лиц. Оживляют документальную хронику фрагменты писем, дневников и мемуаров, а ещё архивные снимки. Не хочу, чтобы мои слова звучали незаслуженным упрёком за стрельбу мимо цели, в которую автору и не метил. Сергей Анатольевич прекрасно справился с главной задачей — спасти от забвения очень ценный фрагмент нашей истории. Во всяком случае, благодаря этой книге, две точки моей персональной топографии — Бузулук и Тургояк — обрели историческую глубину и... да, пожалуй, можно так сказать — духовное значение.

Фото из архива Сергея Никитана. Организованная квакерами молочная кухня. Село Сорочинское Бузулукского уезда. Крайняя слева — кварекея Алис Дэвис, справа у двери — Надя Данилевская, дореволюционная чемпионка России по теннису, драматические обстоятельства жизни которой упомянуты в заключительной части книги.

P.S. В поисках фотоматериалов для заметки набрёл на удивительный сайт soroka1736, который начался с интереса авторов к личной генеалогии, а вылился в восхитительное исследование исторических корней жителей бывших Бузулукского и Самарского уездов. На сайте опубликованы воспоминания о голоде 1921-1922 жителя села Зуевка Бориса Кроткого. Это очень страшное свидетельство. Но именно такого, не обще-статистического, а частно-человеческого вгляда, по-моему, не достаёт исследованию Сергея Анатольевича.