Чёчитаешь.Flow

Трамп, Байден и псилоцибин

Очень коротко — просто надо завершить гештальт.

В начале года наткнулся на чрезвычайно занимательное интервью с Ильёй Колмановским. Речь была о мозге, о самых удивительных и многообещающих исследованиях в нейронауках. Меня зацепила история с психоактивными веществами, конкретно то движение, которое возникло вокруг псилоцибина.


В поисках подробностей прочёл статью, на которую ссылается Илья.

А потом вышел на книгу Майкла Поллана, заглавие которой заменит половину аннотации: «Как изменить сознание. Что современные исследования психоделиков открывают нам о сознании, смерти, зависимости, депрессии и трансценденции» (How to Change Your Mind: What the New Science of Psychedelics Teaches Us About Consciousness, Dying, Addiction, Depression, and Transcendence).

Книжка крайне увлекательная и важная. Не зря побывала в топе бестселлеров The New York Times. Делать большой обзор о ней я, похоже, побоялся. Но последние новости заставили уделить несколько строк материалу достойному менее робкого глашатая. Любимая «Медуза» рассказала о результатах референдумов, которые прошли в США одновременно с выборами президента. Штаты проголосовали за легализацию каннабиса и декриминализацию других наркотиков. В частности, избиратели Орегона «легализовали использование психоактивных грибов и чистого псилоцибина для лечения ряда расстройств (депрессии, тревожного расстройства, посттравматического синдрома и других) под присмотром опытного терапевта».

Майкл Поллан. Как изменить свой ум.

Что под обложкой?

Во-первых, «история вопроса»: приключения европейских первооткрывателей «волшебных грибов», синтез LSD, психоделические 1960-е, первая волна академических исследований психоактивных веществ, законодательный запрет, забвение огромного массива исследовательских материалов, возрождение научного и клинического интереса в наши дни. Приключенческий триллер, исторический детектив и байопик в одном флаконе.

Во-вторых, обзор того, как сегодня обстоят дела с научными исследованиями и применением псилоцибина для терапии психических расстройств, а также — кто бы мог подумать — зависимостей, алкогольной и наркотической. Успехи в клинической сфере впечатляют. Тем более что они не только сулят избавление от самых тяжких форм человеческого страдания, но и, кажется, проливают свет на причину страданий, коренящуюся в самом нашем существе.

В-третьих, «феноменологический контрапункт»: автобиографические откровения, в которых автор рассказывает о своих поисках и экспериментах с психоделиками.

Моя собственная интерпретация того, что я испытал, <…> остаётся незавершённой за отсутствием подходящих слов. Но я не против использовать слово «духовный» для описания того, что видел и чувствовал, если только мы договоримся не употреблять его в значении «сверхъестественный». «Духовный», по-моему, подходящий эпитет для некоторых мощных ментальных феноменов, возникающих, когда затихает или совсем умолкает голос эго. Если эти странствия что-то и показали мне, так следующее: этот психический конструкт — когда-то столь привычный, а при ближайшем рассмотрении такой странный — стоит между нами и новыми поразительными измерениями реальности, будь то мира вовне или ума внутри нас. Странствия открыли мне то, что пытаются донести до нас буддисты и что я никогда по-настоящему не понимал: сознание гораздо больше, чем эго, в чём убеждаешься, стоит эго заткнуться. И что затухания или трансценденции «я» не стоит бояться; в действительности, это предпосылка духовного роста.


Закончив с этой заметкой, обнаружил, что русский перевод книги вышел-таки. Спасибо ребятам из «АСТ». Перевод названия мне не нравится, дизайн обложки — тоже. Но пусть это не помешает тебе прочесть эту книжку. Самый доступный и экологичный формат — электронный — доступен на сайте Литрес.

Фото заимствовано на сайте «Подписных изданий»


Ты - это твой мозг